ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О НАДЗОРЕ - ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Методические рекомендации для руководителей предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей

Уважаемые руководители!
В России продолжается строительство системы правого регулирования, присущей любому цивилизованному демократическому государству. Издан ряд нормативно-правовых актов, регулирующих наиболее важные аспекты жизни российского общества, в том числе, определяющих систему государственных мер по обеспечению пожарной безопасности. Так, за последние несколько лет приняты новый Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», Постановление Правительства РФ «О противопожарном режиме», другие важные законы и подзаконные акты.
Федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН) как специальный вид государственной надзорной деятельности основан на принципах жесткой нормативной регламентации и волевого принуждения к исполнению действующих в стране норм и правил пожарной безопасности. Такие действия предпринимаются должностными лицами органов надзорной деятельности по отношению к субъектам гражданского права. В тоже время органы надзорной деятельности, будучи государственными органами, сами являются равноправными участниками гражданских правоотношений.
Особое место в отношениях с надзорными органами занимают субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность. С одной стороны, данная деятельность основана на самостоятельных, осуществляемых на свой риск действиях, направленных на получение прибыли. Но, с другой стороны, существуют и законные ограничения данной самостоятельности, касающиеся, например, защиты здоровья и жизни человека, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства в целом. Основная задача Государственного надзора, осуществляемого  МЧС России в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций – предотвращение возникновения возможных пожаров, угрозы жизни людей, уничтожения материальных ценностей, достижения полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны. Именно в этом и заключается наше с Вами взаимодействие.
Надеюсь, что в памятке, которую мы предлагаем, Вы найдете для себя ответы на вопросы, которые помогут повысить пожарную безопасность Вашего предприятия и граждан, работающих там, а также существенно снизить риск в бизнесе.
С уважением,
В.В. Островский,
главный государственный инспектор Кировской области по пожарному надзору                                    
 
В каких нормативно-правовых актах можно посмотреть требования пожарной безопасности?
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.07.2009№123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 г. N 390 «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»
- СП 1.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
- СП 2.13130.2012 – Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.
- СП 3.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
- СП 4.13130.2013 – Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
- СП 5.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.
- СП 6.13130.2013 – Системы противопожарной защиты. Электрооборудование.
- СП 7.13130.2013 – Отопление, вентиляция и кондиционирование.
- СП 8.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения.
- СП 9.13130.2009 – Техника пожарная. Огнетушители.
- СП 10.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод.
- СП 12.13130.2009 – Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Какие организационно-распорядительные документы по пожарной безопасности должны быть на предприятии?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 г. N 390 «Правилами противопожарного режима в РФ» (далее – ППР) на каждом объекте должна быть разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР). На объекте должен быть заведен журнал инструктажей по пожарной безопасности.
Руководитель организации распорядительным документом (приказ либо распоряжение) назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Данное лицо должно пройти обучение и иметь удостоверение о прохождении программы пожарно-технического минимума, после чего оно допускается к инструктажу остальных сотрудников организации, согласно инструкции о мерах пожарной безопасности, с заполнением журнала противопожарных инструктажей.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует (не реже 1 раза в квартал) проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта, а так же выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта, а именно:
- акт проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта;
- журнал проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем и средств противопожарной защиты объекта;
- годовой план график регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем и средств противопожарной защиты объекта;
- договор на техническое обслуживание систем и средств противопожарной защиты объекта, с организацией имеющей лицензию МЧС России на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности.
Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей, обеспечивает объект огнетушителями по нормам (согласно раздела XIX, приложения N 1 и 2 ППР). Документация на первичные средства пожаротушения:
- журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (произвольной формы);
- сертификат первичного средства пожаротушения;
- паспорт огнетушителя.
На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации должна быть разработана инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

Я являюсь руководителем объекта, назначил ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Необходимо ли мне проходить обучение по вопросам ПБ?
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. №645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»:
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:
руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;
руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;
работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;
водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;
иные категории работников (граждан) по решению руководителя.
Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров.

Какие документы должен предъявить инспектор при проведении проверки объекта?
Инспектор одновременно со служебным удостоверением предъявляет распоряжение руководителя органа надзорной деятельности о проведении мероприятий по надзору либо его копию, заверенную печатью соответствующего подразделения надзорной деятельности.
В распоряжении по государственному пожарному надзору указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.

В течение какого срока инспектор может проводить проверку объекта?

Продолжительность мероприятия по контролю за обеспечением пожарной безопасности в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не должна превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проверки большого количества зданий и сооружений, проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом работы на основании мотивированного предложения государственного инспектора, осуществляющего проверку, руководителем органа надзорной деятельности или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.Срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» какие вопросы должностные лица органа государственного контроля (надзора)» не вправе проверять при осуществлении мероприятия по контролю?
Статья 15. Ограничения при проведении проверки
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Могут ли инспектора проверять объекты чаще, чем 1 раз в 3 года?
Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что не более чем один раз в три года проводится плановое мероприятие по контролю. Исключением являются следующие виды деятельности, периодичность проведения плановых проверок которых, на основании Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. №944, составляют:
- не чаще 1 раза в 2 года: оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; оказание стационарной, санаторно-курортной медицинской помощи;
- не чаще 1 раза в год: дошкольное и начальное общее образование; основное общее и среднее (полное) общее образование; предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;
- 1 раз перед началом каникул: деятельность детских лагерей перед началом каникул.
Кроме плановых мероприятий по контролю могут проводиться и внеплановые. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Какие документы оформляются инспектором по результатам проверки объекта?
По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах.
К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.
Один экземпляр акта с копиями приложений непосредственно по окончанию проверки вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину (или их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа надзорной деятельности, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание:
по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Что обязан сделать сотрудник ФГПН при установлении несоответствия реализуемой продукции требованиям Технических регламентов?
При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
В случае если в ходе проверки установлено, что реализуемая продукция не соответствует требованиям технических регламентов, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов.
Наряду с вручением предписания возбуждается дело об административном правонарушении.

Как определяются сроки выполнения мероприятий, предложенных в предписании государственного пожарного надзора?
Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются государственным инспектором. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение предписания государственного пожарного надзора?
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания  по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно ст.ст. 34, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане (в том числе должностные лица) и предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статьей 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, с 17.06.2011 размер штрафа увеличен с 10 до 70 тысяч рублей, а за повторное невыполнение - до 200 тысяч рублей.
Административные дела по данной статье рассматривает мировой суд на основании представленных органами государственного пожарного надзора материалов.

Какие меры административного наказания предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности?
Согласно ст.ст. 2.4., 2.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» административную ответственность за правонарушения в области пожарной безопасности несут граждане, должностные лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.
За нарушения требований пожарной безопасности могут назначаться следующие виды наказания:
- предупреждение (только за впервые совершенное правонарушение);
- административный штраф (на граждан 1-5 тыс.рублей; на должностных лиц 6-50 тыс.рублей; на индивидуальных предпринимателей 20-50 тыс.рублей; на юридические лица 150-500 тыс.рублей);
- административное приостановление деятельности до 90 суток (на индивидуальных предпринимателей и юридические лица);
- дисквалификация (должностные лица и индивидуальные предприниматели в случае повторного невыполнения предписания).
 
Каков срок и порядок установлен для уплаты штрафа?
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (по истечению 10-ти дневного срока обжалования постановления). Постановление обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока добровольной уплаты соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25. КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
При наличии обстоятельств, вследствие которых уплата административного штрафа невозможна в установленные сроки и с учетом материального положения правонарушителя, по его ходатайству должностное лицо, вынесшие постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца или рассрочить на срок до трех месяцев.

Какие права имеет лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении?
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,  имеет право:
- знакомиться со всеми материалами дела, в том числе получать копии протоколов;
- давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы;
- пользоваться юридической помощью защитника;
- обжаловать постановления по делу, а также применение мер обеспечения производства по делу;
- участвовать при рассмотрении дела.
При составлении протокола и производстве процессуальных действий лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в обязательном порядке разъясняются его права и обязанности.

Каков порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определен главой 30 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, защитником, представителем и потерпевшим в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу государственного пожарного надзора, либо  в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Жалоба может быть подана как лицу, вынесшему постановление, так и непосредственно должностному лицу или в суд, уполномоченному рассматривать жалобу, в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Жалоба подлежит рассмотрению в 10-ти дневный срок. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если это не усиливает административное наказание;
- об отмене постановления и прекращения производства по делу;
- об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение (в случае существенного нарушения процессуальных требований);
- об отмене постановления и направлении дела по подведомственности.
Решение по жалобе в 3-х дневный срок вручается (высылается) лицу, в отношении которого вынесено постановление.
Постановление по делу и (или) решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом, может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения дела, а затем в вышестоящий суд.

В каком случае наступает уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?
Согласно ст. 219 УК РФ уголовную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет лицо, на котором лежит обязанность по их соблюдению: руководитель предприятия и должностные лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Уголовно наказуемо лишь деяние, имеющее последствием пожар, повлекший причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Деяние может быть совершено как активным действием (например: проведение огневых работ с нарушениями правил пожарной безопасности), так и бездействием (невыполнение противопожарным мероприятий).
В зависимости от тяжести последствий предусмотрена уголовная ответственность от штрафа до лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Какой порядок согласования при отсутствии нормативных требований пожарной безопасности для зданий, сооружений и строений?
В соответствии со статьей 4 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены нормативно правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативные документы по пожарной безопасности. Приказ МЧС РФ от 28.11.2011 N 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22899) определен порядок согласования специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.
При отсутствии нормативных требований пожарной безопасности на основании статьи 78 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной опасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Дополнительные требования пожарной безопасности, не установленные нормативными документами и отражающие специфику противопожарной защиты конкретного объекта, могут разрабатываться юридическими и физическими лицами и оформляются в виде специальных технических условий, утвержденных в установленном порядке.
Согласование специальных технических условий, содержащих требования пожарной безопасности, проводится по конкретному объекту при наличии дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами и отражающих специфику противопожарной защиты конкретного объекта, и осуществляется Департаментом надзорной деятельности МЧС России.
Выполнение положений специальных технических условий должно обеспечивать допустимый пожарный риск, установленный требованиями нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности.
Для рассмотрения специальных технических условий в управлении надзорной деятельности создан нормативно-технический совет.
Исполнение нормативно правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности является обязательным и отступление от требований указанных в них не предусматривается.

Куда должен выводится сигнал с автоматической пожарной сигнализации?
Согласно требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала должны быть выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения, а также линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией, противодымной защиты, автоматического пожаротушения и других установок и устройств противопожарной защиты.
Проектной документацией должен быть определен получатель извещения о пожаре для обеспечения выполнения задач в соответствии с разделом 17.
На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не  ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
При этом должны обеспечиваться мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре, например, передача извещений "Внимание", "Пожар" и др.
Кроме того, с 13.07.2014 вступают в силу изменения в часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья будет дополнена  следующим требованием: «Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации».
Таким образом, объекты группы Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений),  Ф1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов), Ф4.1 (здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования), Ф4.2 (здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, повышения квалификации специалистов) должны будут в обязательном порядке дублировать сигнал о пожаре на пульт  подразделения пожарной охраны.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Технического регламента исполнение требований части 7 статьи 83 обязательно для всех объектов защиты, независимо от даты проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию.

Какие вопросы анализирует нормативно-технический совет, при рассмотрении технических условий?
При согласовании нормативно-технический совет:
изучает специальные технические условия, в том числе в части правильности выбора вариантов подтверждения обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты;
проверяет достоверность сведений в представленных документах. В случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска;
при необходимости запрашивает представление дополнительных материалов в области пожарной безопасности, необходимых для решения вопроса об эффективности и достаточности комплекса изложенных в специальных технических условиях инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
При рассмотрении СТУ анализируется:
пожарная опасность объекта;
эффективность, достаточность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
возможность спасения людей;
эффективность и достаточность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
возможность доступа подразделений пожарной охраны к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения подразделений пожарной охраны.
При анализе пожарной опасности объекта защиты и оценки эффективности противопожарных мероприятий могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей, методики оценки пожарного риска.
В компетенцию Совета не входит разработка мероприятий, содержащих дополнительные требования пожарной безопасности, не установленные нормативными документами, для включения в состав СТУ.
На Совете не рассматриваются специальные технические условия, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.

Участвуют ли сотрудники надзорной деятельности в комиссиях по выбору площадок строительства и приемке завершенных строительством объектов?
Участие сотрудников государственного пожарного надзора в комиссиях по приемке завершенных строительством объектов и выбору площадок строительства объектов не предусмотрено.

Какой номер телефона доверия пожарной охраны?
В целях оперативного реагирования на обращения граждан, в том числе и предпринимателей в Главном управлении круглосуточно организована работа единого «Телефона доверия» по номеру 64-21-77. По всем поступившим сообщениям проводятся проверки.

Какой порядок консультирования в подразделениях государственного пожарного надзора?
В каждом подразделении установлен день и час для обращений, которые можно узнать непосредственно в подразделениях. Консультации предоставляются бесплатно.

На каком интернет сайте можно узнать информацию о должностных лицах надзорных органов, порядке оказания государственных услуг, исполнения государственных функций?
Интернет-сайт Главного управления МЧС России по Кировской области – www.43.mchs.gov.ru

Куда можно обжаловать действия сотрудников надзорной деятельности?
Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов надзорной деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу органа надзорной деятельности или в суд.
Лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов надзорной деятельности, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:
наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
фамилию, имя, отчество должностного лица, которому подается жалоба;
свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
суть жалобы.
Ставит личную подпись и указывает дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Сроки подачи декларации пожарной безопасности?
В соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации и предоставляется в орган государственного пожарного надзора до ввода их в эксплуатацию.
Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
Требование к заполнению декларации пожарной безопасности, порядок регистрации и на какие объекты защиты подают декларацию?
В соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2009 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и приказом МЧС России от 24.02. 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г. N 13577) утверждены форма декларации пожарной безопасности, порядок ее регистрации.

Какими документами регламентируется подготовка населения, в том числе и сотрудников организаций в области защиты от ЧС?
Основными нормативно правовыми документами, регламентирующими подготовку населения, в том числе и сотрудников учреждений в области защиты от ЧС являются:
- Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункт «в» статьи 14 которого устанавливает обязанность организации осуществлять обучение своих сотрудников способам защиты и действиям в ЧС;
- Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённое постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547, устанавливающее требования к организации обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как должна проводиться подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций?
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
- для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
- для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
- для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок.
- командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток;
- тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года;
- 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
Действующим законодательством установлено, что: финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.

Что является основанием для требований к закупке противогазов?
Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:
на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО);
в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;
(в ред. Приказа МЧС РФ от 19.04.2010 N 185)
на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения
для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;
для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):
медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;
дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.


Муниципальная служба Бюджет и бюджетный процесс Нет серым зарплатам Бюджет для граждан Комфортная городская среда Дом для российской семьи Добрые Оричи ЭнергоСбытПлюс

Скажи Сообщи, где торгуют смертью Нет экстремизму! Антитеррористическая комиссия Год ГО в России

Лесные аукционы Госуслуги МФЦ Труд в России Полномочный представитель Президента РФ в Поволжском федеральном округе

Выборы-2018 fkr43.ru/ Истобенский огурец Госуслуги

Районная газета "Искра" torgi.gov.ru - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов Общероссийская общественная организация Всероссийский совет местного самоуправления Национальный портал субконтрактации Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Ростелеком-2015 Правительство Кировской области Федеральная налоговая служба Доклад главы администрации за 2017 год Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Официальный сайт Верхошижемского района Регионинформ