Тень ночной битвы

...Эта трагедия произошла и 15-м веке. Жители Истобенского узнали, что на них идут враги. И стали готовиться к бою. Но ночью вместо ожидаемого недруга подошли союзники - устюжане. Не разобравшись в ночной темноте, истобяне напали на них. Произошла ожесточенная битва, пли, как более точно сказано в одной из статей, избиение. Утром опомнились, но было поздно - погибли семь тысяч ратников и их предводители. Павших похоронили а братской могиле, дав обет построить над ней поминальную часовню, что и было сделано. В часовне поставили принадлежавший устюжанам образ святителя Николая.

Существует много различных изображении святителя Николая. В Истобенском был образ, именованный Можайским.

Образ Николы Можайского - согласно истории, жителям осаждённого недругами города Можайска явился свят. Николай с мечом в одной руке и с храмом в другой, знаменуя, что защитит осаждённых и не даст врагам овладеть городом (так и произошло). Именно с храмом и мечом Николай Чудотворец стал изображаться на образе, получившим название "Можайского». Можайский образ был известен ещё под одним названием - "Николы ратного".

Но тут для многих возникает камень преткновения. Как свидетельствуют предания, похожие битвы с устюжанами происходили и в других местах Вятской земли (например, в гг.Хлынове и Котельниче). Историк А. Спицин в своей заметке про Истобенское отмечал: "Любопытно, что здесь служатся панихиды за тех же Василия. Патрикия, Феодора и Иоанна, как и в Котельниче".

Действительно, любопытно. И странно. Но всё-таки эта странность призрачна. И вот почему. О битвах гласят предания. А предание — не просто исторический источник, содержащий определенные сведения и способный сообщить, пере-дать их желающим. Пре-дание означает, что всё происходящее нужно рассматривать в контексте не столько земной, сколько небесной истории. Поэтому предание об истобенской битве концентрирует наше внимание не на самой битве, но на её духовном смысле.

Конечно, согласно внешней, привычной логике одно событие не может повторяться в разных местах. Но в историческом сознании народа разные события соединились в одно. "Соединение" это — символичное. И вот, возможно, почему.

И Хлынов, и Котельнич, и Истобенское — одни из древнейших русских поселений на Вятской земле. Именно здесь, где складывалась будущая Вятка, согласно преданию, произошли "похожие" братоубийственные побоища. Это во-первых.

А во-вторых, везде в качестве невольных врагов фигурировали устюжане, а сами битвы происходили ночью. И это не случайно. Ведь как ночь не была бы темна, всё-таки можно узнать устюжан — ведь свои, русские, не иноплеменники, не иноверцы. Но этого не произошло — потому что ночь в данном случае не время суток, а состояние душ. На воюющих словно напала слепота (вспомните, как издавна звали вятских — "слепороды").

Только утром испольные враги узнали друг друга. И не просто узнали. Они были потрясены роковой ошибкой, их охватило глубокое раскаяние. Павших похоронили вместе в братской могиле (нет больше чужих и своих!), построили над ней покаянную часовню и дали обет свершать сюда крестный ход.

И даже то. что панихиды в Истобенском служили "за тех же Василия, Патрикия, Феодора и Иоанна, как и в Котельниче", не должно вас смущать. Просто молитва не ограничивалась одним местом — пусть самым близким и дорогим. Молились за всю Вятскую страну, за всех её жителей. Наши предки переживали в такие моменты наивысшее духовное единение: не должно быть своих и чужих - все свои, все родные. Поэтому обычно на панихидах, кроме имён погибших в ночной битве вписывали и своих почивших сродников - таким образом, соединялись разные поколения, разные эпохи.

Деревянная часовня над братской могилой была поставлена по благословению архиеп. Ионы (Баранова) в 1681 году, в 1855 году - построена каменная (которую так и называли — Николы Можайского). Именно к ней раз в два года в субботу Троицкой недели свершался крестный ход. Именно здесь время от времени на берегу, размываемом водой, находили вместе с человеческими останками бердыши - ножи с широкими и длинными лезвиями. Этими бердышами, по преданию, и бились ратники. Сохранились сведения, что по ночам местные жители замечали в часовне свет, а один раз сторож местных лавок видел человека — тот вошёл в часовню в светлых ризах, с сияющим липом.

Сегодня покаянного крестного хода не существует — и мрачная тень давней ночной битвы вновь висит над нами. И. может, только грозно поднятый меч Николы ратного ещё бережёт нас, беспечных, от вечной слепоты.

Из книги А. Маркелова "Золотой свет" (о святынях Оричевского района).

Муниципальная служба Бюджет и бюджетный процесс Нет серым зарплатам Бюджет для граждан Комфортная городская среда Дом для российской семьи Добрые Оричи

Скажи Сообщи, где торгуют смертью Нет экстремизму! Антитеррористическая комиссия Год ГО в России

Лесные аукционы Госуслуги МФЦ Труд в России Полномочный представитель Президента РФ в Поволжском федеральном округе

Выборы-2018 fkr43.ru/ Истобенский огурец Окажи помощь храму

Районная газета "Искра" torgi.gov.ru - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов Общероссийская общественная организация Всероссийский совет местного самоуправления
Ростелеком-2015 Правительство Кировской области Федеральная налоговая служба Доклад главы администрации за 2015 год Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Официальный сайт Верхошижемского района Регионинформ РЦ